Советы воспитателя дошкольного образования

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА ДОМА.

15.04.2021

Инструкция по профилактике несчастных случаев.

И правила оказания первой помощи.

Дом – это то место, где мы чувствуем себя защищенными от разных неприятностей, бед, несчастных случаев. Это место, где мы в безопасности от угроз окружающего мира. И мы не думаем, что угрозы есть внутри нашего дома.

К сожалению, не все родители достаточно заботятся о безопасности своего ребенка  и не всегда задают себе вопрос: « А насколько  безопасна домашняя среда для моего малыша сегодня?». Многие считают, что несчастные случаи происходят где-то там, с кем-то другим – в другой семье, в другом доме с халатными родителями и озорными детьми. А у них самый умный аккуратный ребенок, и сами они ответственные и внимательные родители. И значит, ничего плохого быть не может.

Но жизнь иногда показывает, что опасность для ребенка может таиться в самой обычной домашней обстановке. Беда может прийти даже от простого лопнувшего воздушного шарика, когда малыш шутки ради взял резиновую тряпочку (бывший шарик) в рот. Или когда чашка с соком, который пил малыш, проливается на удлинитель с розетками, лежащий на полу. Послушный аккуратный малыш поспешит сам вытереть тряпочкой сок с розетки, чтобы мама похвалила, и получит удар током.

Каждый родитель должен видеть НАПЕРЕД, глядеть в будущее – угадывать, где может случиться сбой в системе домашней безопасности. Поэтому важно еще раз, снова и снова пройтись по всем правилам безопасности в семье и новыми глазами увидеть факторы риска для ребенка, чтобы устранить любую возможность грустных последствий.

Давайте повторим правила домашней безопасности и создадим ребенку условия для благополучного пребывания дома.

 

Спички, свечи, зажигалки и другие источники огня.

Детей завораживает вид огня. Им интересно смотреть на пламя свечи, настоящим фокусом кажется щелчок зажигалки – яркое световое зрелище пробуждает тягу к самостоятельному эксперименту с огнем.

 

Мы взрослые уже наизусть знаем правила противопожарной безопасности, но из-за детских безобидных поступков начинаются большие пожары. Например, вы зажгли небольшую свечу для украшения домашнего ужина, и ваш 7-летний ребенок знает, что трогать огонь нельзя – и он послушный, он не будет трогать, он просто помашет над огнем салфеточкой (раз уж трогать нельзя) – а салфетка возьми да и вспыхни, а за ней и тонкая занавеска. Для ребенка такая цепочка последствий немыслима и совершенно неожидаема.

Поэтому просто не оставляйте детей рядом с источниками огня. Никогда. Если вам надо отойти –  затушите свечу и идите. Ваш ребенок не должен знать, где в доме хранятся спички, папины зажигалки не должны лежать в доступном месте. Рядом с плитой, на которой зажжены конфорки, ставьте стул или табуретку – лохматая голова вашего ребенка как раз находится на уровне газового пламени, а волосы могут вспыхнуть мгновенно. Научитесь предугадывать опасность и быстро ее устранять. Пусть это станет вашей постоянной привычкой.

 

Открытые окна. Окна, которые умеет открывать сам ребенок.

Даже самые умные и замечательные дети нарушают  правила безопасности и втайне от мамы подходят к открытому окну, ведь так интересно посмотреть на улицу, вдохнуть свежий воздух. Если мама не узнает, то и не поругает. 

Поэтому, пока окно открыто, находитесь в одной комнате с ребенком, не разрешайте ему отлучаться от вас. Приобретите фиксаторы для оконных ручек, которые заблокируют возможность их открытия самими детьми.

 

Купание в ванной.

Пока ребенок купается, не выходите из ванной комнаты. Вам может показаться, что вы отошли совсем на чуть-чуть, но тут вас отвлекли телефонным звонком, тут вдруг надо курицу в духовке проверить и вот уже ребенок без присмотра несколько минут.

Лучше выключите духовки и кастрюли, посидите рядом с ребенком в ванной комнате. Поиграйте с ним в кораблики, или полистайте свой смартфон, главное – не оставляйте одного.

 

Кухонная плита. Радиатор, батарея отопления.

Не допускайте ребенка к горячей плите. Старайтесь готовить на дальних от края конфорках плиты. Не оставляйте горячий чайник, сваренный суп на внешнем краю плиты – переставляйте его на дальнюю сторону варочной панели. Если вы готовите в духовом шкафу, поставьте рядом с горячей дверцей стул или табуретку. Так вы обезопасите случайное прикосновение ребенка к духовке. Народные умельцы даже делают защитные ограждения на край плиты для детской безопасности.

Горячие электро-обогреватели закрывайте в комнате без детей. Сильно нагретые батареи отопления прикрывайте влажным полотенцем, заодно и воздух увлажните.

Если уже случилось. Заведите в домашней аптечке SOS-средство для ожогов Пантенол. Пена пантенола за 30 минут удаляет без следа даже ожоги крутым кипятком. Конечно, ожоги кипящим маслом или каленым железом Пантенол не так эффективно устранит. Поэтому в случае серьезной ожогового повреждения постарайтесь сразу обратиться к врачу (в поликлинику или травматологию любой ближайшей больницы).

 

Моющие и чистящие средства. Бытовая химия.

Все опасные чистящие средства храните в недоступном для детей месте. Конечно, вам удобно, когда все эти нужные бутылочки стоят под рукой: под раковиной, в уголке под ванной. Но не надо рисковать здоровьем ребенка. Также НИКОГДА не наливайте химическое средство в обычную бутылку от пищевых жидкостей. Каждый год в травматологию продолжают доставлять детей, выпивших кислоту или щелочь – а это хроническая патология желудка на всю жизнь. Предотвратите даже малейшую возможность этой опасности.

Если уже случилось. Срочно вызвать скорую. Заставить ребенка пить воду, как можно больше воды, чтобы уменьшить концентрацию опасного вещества. Рвоту провоцировать НЕ НАДО, врачи не советуют. Рвота может вызвать обратный эффект, то есть еще раз обжечь пищевод и ухудшить состояние. Если ребенка самостоятельно стошнит от количества выпитой воды – то пусть стошнит, химикаты уже разбавленные водой, возможно, не так навредят при вторичном проходе по пищеводу. В любом случае качественное промывание желудка сделают уже медики через зонд.

 

Таблетки, лекарства.

Не оставляйте лекарственные средства без присмотра, на столе, в кармане (ребенок может поискать в вашем кармане конфету, а найти блистер с красивыми таблетками).

Если уже случилось. Вызываем скорую. Заставляем ребенка выпить как можно больше воды. Вызываем рвоту. Повторно пьем еще много воды.

 

Колющие и режущие предметы.

Введите домашнее правило, никаких ножей на кухонном столе. Отрезал колбасу и убрал в подставку, на магнитную ленту, в миску – туда, где любопытная лапка малыша не дотянется.

Если уже случилось. Если ребенок порезался ножом. Останавливаем кровь, накладываем повязку. При сильных ранениях вызываем медиков и накладываем тугую повязку.

 

Электроприборы, розетки, удлинители.

Никогда не угадаешь, что понадобится ребенку для игры. Удлинитель с пятью розетками так похож на автобус, зарядка для телефона - отличный ошейник для щенка. Дети видят игровой потенциал в любом взрослом предмете. Они играют и изучают мир вокруг себя, не видя в нем угроз. И наша задача закрыть все розетки, убрать возможные источники тока от доступа детей. А так же научить ребенка правилам семейной безопасности.

Раз в неделю вместе с ребенком обходите «страшные места» квартиры и рассказывайте ему, об опасности этих источников тока.

Назовите эту игру «10 правил нашей квартиры» и повторяйте ее. Детям очень нравится повторять одно и то же. Они гордятся тем, что могут так много запомнить и повторить. Каждый раз хвалите ребенка: «Вот ты, Саша, не трогаешь зарядку телефона, какой ты умный мальчик – знаешь правило».

 

Мелкие предметы, которые можно заглотить, вдохнуть.

Конструктор Лего, пуговицы, бонстики и другие мелкие интересные предметы дети часто берут в рот. Просто потому что играют. Бонстик резиновый и приятно жуется зубами. Пуговица похожа на конфету и можно понарошку играть в сладкое чаепитие. Причина такого детского поступка самые наивные и безобидные. А вот результат может оказаться страшным.

Если уже случилось. Проглотил. Собираемся и едем в больницу делать рентген, и решать с врачом, пройдет ли проглоченный предмет самостоятельно по кишечнику, или необходимо медецинское вмешательство.

Если уже случилось. Задыхается. Тут уже не до звонков в скорую помощь. Без воздуха ваш ребено может продержаться 3-4 минуты максимум. И ни одна «скорая» так быстро не доберется до вас. Время – самое ценное в такой момент. Ваша задача – самому спасти своего ребенка. Для этого надо знать КАК, и действовать БЕЗ ПАНИКИ.

Бывает достаточно перевернуть ребенка вниз головой и резко ударить по спине между лопатками основание ладони.

А бывает, что этот метод не срабатывает и тогда нужен другой подход.

Диафрагмальный Метод освобождения дыхательных путей основан на устройстве внутренних органов тела. Наша задача спровоцировать резкий толчок воздуха из легких, чтобы вместе с этим воздухом выдулся застрявший в дыхательных путях предмет.

Для этого надо резко надавить на желудок и диафрагму – они в свою очередь резко надавят на легкие – и легкие резко выдохнут воздух, вытолкнув инородный предмет.

 

 

То есть наша цель – резким толчок надавить на диафрагму, это мягкое место сразу под нижними ребрами. Продолжать делать эти толчки снова и снова.

Как это сделать правильно?

Если ребенок очень маленький, располагаем его вниз головой, животом на ваше колено. Резко ударяем основанием ладони по спине ребенка, несколько раз надавливаем его животом об ваше колено, заставляя желудок сжаться и спровоцировать легкие на форсированный выдох.

Если ребенок уже крупнее. Наша задача остается той же – сдавить резким толчком диафрагму, но для этого мы уже используем другое положение ребенка, более удобное для данной процедуры. Заходим сзади и обхватываем его руками под нижними ребрами.

Главное – НЕ ПАНИКОВАТЬ. Продолжать делать эти резкие движения снова и снова и снова. В таких случаях врачи говорят: «Лучше сломать ребенку пару нижних ребер, такими толчками, но очистить дыхательные пути». Поэтому не бойтесь нажимать. Спасайте своего ребенка.

(Я, составитель этой консультации, именно так спасла свою 1,5 годовалую дочку, когда она не дышала одну минуту, а через 11 лет именно так спасла подавившегося 2-х летнего песика-йорка, который не дышал уже 3 минуты. Я каждый день благодарю небо, за то, что в свое время я научилась этому способу и смогла все сделать быстро и правильно, не теряя драгоценного времени).

Если предмет вышел, убедитесь, что ребенок задышал самостоятельно, если он без сознания поднесите ко рту зеркальце, чтобы проверить запотевает ли оно при выдохе ребенка. Или приложите свое ухо к открытому рту ребенка, вы услышите шум воздуха и почувствуете его теплое дыхание на своей коже.

Если предмет вышел, а ребенок не задышал, и нет пульса. Значит, у него наступила остановка сердца. Наша цель – 1.) запустить сердце и 2.) делать искусственное дыхание до приезда скорой.

1)    Перикардиальный удар – это прием, который очень часто помогает спасателям запустить остановившееся сердце. Надо рукой сложенной в кулак резко ударить по грудинной кости (твердая кость между ребрами) – удар должен быть похож на «удар начальника по столу». Резкий и сильный.

Если сердце заработало, вам повезло: дальше убедитесь, что ребенок задышал самостоятельно. При необходимости помогайте ему дышать техникой «рот в рот».

Но сначала проверьте, проходит ли воздух в легкие. Переверните ребенка на спину. Надавите на легкие, чтобы убедиться, что из них выходит воздух. Попробуйте подуть ребенку в открытый рот, зажав ему нос пальцами – убедитесь что воздух входит в легкие. ВАЖНО: Соразмерьте порцию воздуха, которую вы пытаетесь вдохнуть в ребенка (его легкие меньше чем ваши, поэтому вдыхайте меньшую порцию, чрезмерная порция воздуха может привести к разрыву нежной легочной ткани).

Если сердце не бьется. Вызываем скорую, по громкой связи, чтобы не терять время на переговоры (Номер подойдет любой – 103, 112, 101, 102 – куда бы вы не дозвонились, ваш сигнал передадут в правильную службу). И без остановки продолжаем проводить реанимационные действия – массаж сердца и искусственное дыхание. Такую Сердечно-Легочную Реанимацию продолжаем без остановки до приезда скорой.

Мы часто видели, как это делают спасатели в кино. Сердечно-легочная реанимация – состоит из двух элементов: 1) надавливание на сердце 30 раз (чтобы запустить ток крови по сосудам), и вдувание воздуха в легкие 2 вдоха (чтобы насытить эту кровь кислородом). Эти два элемента мы чередуем друг за другом.

Правильное расположение рук и тела спасателя – перпендикулярно грудине пострадавшего. При работе с ребенком старайтесь учитывать его хрупкость и ваш собственный вес.

 

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО успешности такой реанимации – это соблюдения временного интервала между двумя этапами.

1)    30 раз нажимаем на грудину (30 резких толчков, с продавливание грудной клетки вниз на несколько сантиметров) это поможет хорошо прокачать кровь по всему телу.

2)    Делаем 2 вдоха в рот ребенку на этот дыхательный этап должно уйти не больше 10 секунд (зажимаем ребенку нос, вдыхаем ему в рот 1 секунда, даем 3 секунды чтобы легкие сделали пассивный выдох, снова вдыхаем в рот 1 секунду, и снова даем 3 секунды легким на выдох).

И сразу же снова 30 раз на грудину… и т.д. по кругу.

ВАЖНО: нельзя чтобы между массажами сердца проходило больше чем 10 секунда. То есть вы должны успеть сделать 2 вдоха за 10 секунд и сразу же вернуться к толчкам на грудину.

 

Вы, родители, отвечаете за здоровье и жизнь ребенка. Вы дожны быть готовы придти к нему на помощь в любой ситуации. Даже в такой страшной, как эта. Поэтому запомните все эти правила. Перечитывайте их хотя бы раз в месяц. И ТОГДА в критический момент – вы не растеряетесь, вы будете ДЕЙСТВОВАТЬ.

 

Уважаемые родители, Вы прочитали эту инструкции.

Закрепите ее в памяти.

Дети знают, как запомнить новое – НАДО В ЭТО ПОИГРАТЬ.

Спасите вместе с ребенком плюшевого мишку, куклу, жирафа. Через месяц повторите – спасите зайца, радужного пони, мышонка. И дай бог, чтобы на этом ваша спасательная практика закончилась))).

Самая главная ценность - это наши дети. НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА.

Консультацию подготовила Клишевская Ольга Геннадьевна, воспитатель дошкольного образования 2-ой квалификационной категории.

Источники:

Детский травматизм, официальный сайт Администрации Московского района г. Минска https://mosk.minsk.gov.by/sluzhby-i-podrazdeleniya/tsentr-gigieny-i-epidemiologii/9671-detskij-travmatizm

Профилактика детского травматизма, официальный сайт Министерства Здравоохранения Республики Беларусьhttp://minzdrav.gov.by/dlya-belorusskikh-grazhdan/

Рекомендации Европейского Совета по реанимации, официальный сайт МЧС Республики Беларуси. https://mchs.gov.by/

свернуть

Плоскостопие у детей

30.03.2021

Плоскостопие у детей – серьёзная проблема, к решению которой необходимо подходить комплексно. Она особенно актуальна в дошкольном возрасте. У детей 3-5 лет чаще всего развивается физиологическое плоскостопие, при котором в районе медиального края стопы формируется жировая прослойка, создающая эффект неровности стопы. Такое плоскостопие называется статическим. Если плоскостопие у маленького ребёнка уже сформировалось, врачи рекомендуют подходить к его лечению комплексно. В частности, необходимо регулярно выполнять гимнастические упражнения и делать ребёнку массаж. Если у малыша развивается физиологическое плоскостопие в первый год жизни, то единственное, что можно сделать – это выполнять регулярные пассивные упражнения, делать лёгкий массаж. Упражнения при плоскостопии у детей в возрасте 2-х лет и старше уже состоят из игровых упражнений с элементами физиотерапии. Малышу наверняка понравится катать ножками шарики, удерживать их стопами, поднимать ногами вверх и т.п.

Гимнастика при плоскостопии у детей

Гимнастика при плоскостопии у детей включает в себя регулярные прогулки по неровным поверхностям босиком. В летний период ребёнок, страдающий плоскостопием, может ежедневно ходить босиком по асфальту или траве. В зимний период врачи рекомендуют использовать для коррекции плоскостопия специальные коврики с ворсистой поверхностью, по которым малыш также должен ходить босиком. На дачном участке или во дворе многоквартирного дома для ребёнка можно создать своеобразную песочницу, в которой будет присутствовать крупный песок и галька. Отличный эффект дают массажные упражнения при плоскостопии у детей в сочетании с тёплыми ванными. Ножки малыша необходимо опустить в ванночку с тёплой водой и галькой. Мелкие камешки постепенно скорректируют свод стопы, а тёплая вода расслабит связки и мышцы.

Упражнения при плоскостопии у детей

  • Ежедневно (по 3 раза в день) ребёнок, у которого развилось плоскостопие, должен выполнять следующие коррекционные упражнения (с повторениями 10-12 раз):
  • В положении сидя схватить мяч стопами, поднять вверх и удерживать ноги в таком положении на протяжении 2-3 минут;
  • Сгибание каждой стопы в подошвенном и тыльном положении. Держать согнутыми стопы нужно не менее 4-6 секунд;
  • Ребёнок должен схватить пальцами ног мелкий предмет (карандаш, ручку, маркер) и постараться поднять его вверх, не уронив при этом;
  • Пальцы ножек и ручек малыш должен согнуть в кулак и разогнуть. Повторить упражнение несколько раз;
  • Ходьба на пятках и носках;
  • Подъём на пятки и носки;
  • Импровизированная ходьба по гофрированному коврику; Ходьба по доске с ребристой поверхностью и гимнастической палке;
  • Ребёнок должен стать на наружный край стопы и походить так несколько минут;
  • Выполнение упражнения «Велосипед» с акцентом на движение стопами.

Основной гимнастикой при плоскостопии у детей является велоспорт, альпинизм, лазанье по канату и спортивным брусьям, плавание. Родители должны больше внимания уделять формированию правильной походки у маленького ребёнка. При ходьбе стопы должны располагаться параллельно друг другу. Ребёнок должен идти, опираясь на внешние края стопы.

Лечебная гимнастика при детском плоскостопии. Её особенности.

Если детский ортопед поставил вашему ребёнку диагноз «плоскостопие», то лечение необходимо начинать незамедлительно. Наряду с медицинскими средствами и массажными процедурами хороший эффект при детском плоскостопии даёт лечебная физкультура. Гимнастика при плоскостопии у детей – одно из эффективных направлений коррекционной физкультуры.

Регулярное выполнение ребёнком гимнастических упражнений позволит:

  • Эффективно тренировать все мышцы стопы;
  • Значительно улучшить кровообращение в ногах;
  • Тренировать связки стопы;
  • Устранить болевые ощущения и дискомфорт, нередко возникающие при развитии плоскостопия;
  • Активизировать выработку суставной жидкости. Эффективную коррекцию стопы помогают осуществить профилактические упражнения при плоскостопии у детей. Врачи-ортопеды рекомендуют выполнять их в положении стоя. Так, если ребёнок сидит на стуле, ему можно предложить согнуть (разогнуть) пальчики на ножках, поднимать от пола пяточки и носочки поочерёдно, делать круговые движения стопами, сильно тянуть вперёд носочки, не отрывая от пола носки с силой разводить в стороны пятки. В положении стоя ребёнок может выполнить такой комплекс упражнений:
  • Постоять на внешних краях стоп несколько минут;
  • Приседать, стараясь не отрывать пяток от пола;
  • Выполнять ходьбу на носках, пятках, сводах стоп.

Упражнения с мячом при детском плоскостопии.

Гимнастика при плоскостопии у детей часто связана с использованием мяча, как основного элемента многих коррекционных упражнений. В положении сидя ребёнок может подтягивать ножками лежащий на полу мяч к себе или катать мячик различными способами (сидя – по кругу в разные стороны, складывать несколько разбросанных на полу мячиков в мешочек при помощи ног). При поддержке родителей малыш может стать на мяч и катать его по полу ногами.

Отмечается хороший лечебный эффект при использовании игр для коррекции детского плоскостопия. В процессе игры ребёнок должен выполнять различные задания на сгибание пальцев ног и стопы, ходить на носках и внешних краях стопы. Выполняя все вышеперечисленные рекомендации, вы сможете приостановить развитие плоскостопия у ребёнка.

https://www.youtube.com/ 

свернуть

«Чаму вучаць сюжэтна - ролевыя гульні»

18.02.2021

Дзеці самі могуць прыдумаць творчую гульню. Тэмы гэтых гульняў самыя розныя. Дзеці перадаюць у сваёй гульні прадаўцоў, маму і тату, паліцэйскіх, лекараў, і г.д.. У гэтых гульнях часцей за ўсё дзеці паказваюць адносіны паміж людзьмі - клопат маці, ласкавае абыходжанне бабулі і іншых членаў сям'і, паводзіны дзяцей. Вось дзяўчынкі гуляюць у «дочкі-маці». Адна звяртаецца са сваёй «дачкой» ласкава, уважліва, спакойна. Іншая «мама» звяртаецца да "дачкі" вельмі строга: лае за непаслухмянасць, часта карае. Зразумела, што паводзіны гэтых дзяўчынак ў гульні -  гэта люстэрка паміж бацькамі і дзецьмі ў іх сем'ях. Часта па гульнях дзяцей можна сказаць пра адносіны не толькі дзяцей і бацькоў, але і іншых членаў сям'і: бабулі, дзядулі і г.д.. Велізарнае месца ў творчых гульнях займае перадача працы дарослых: дзеці гуляюць у кухара, цырульніка, медсястру, з вялікім гонарам гуляюць у адважных воінаў.

      Аднак бацькам важна памятаць, што без знаёмства з навакольным светам, без чытання кніг, апавяданняў, казак, вершаў - іх гульні будуць не насычанымі. Бедныя па зместу гульні - не будуць развіваць дзіця ні фізічна, ні маральна, ні разумова. У гульнях дзеці раскрываюць свой характар, свае адносіны да навакольнага свету.

З 5 гадоў у дзяцей у сувязі з ростам і пашырэннем далягляду сюжэт сюжэтна - ролевых гульняў папаўняецца вельмі імкліва. Яны прыдумляюць больш складаныя сюжэты. Дзеці пяці гадоў ўмеюць зрабіць патрэбную пабудову, знаходзяць рознае прымяненне цацкам. Іх маўленне ўжо развіта, яны могуць адлюстроўваць розныя сцэнкі, кажучы за дзеючых асоб. Яны лёгка ператвараюцца ў тату і маму, у пасажыра і ў машыніста. Дзіця выкарыстоўвае цацкі і розныя прадметы, якія спрыяюць стварэнню вобразаў. Сюжэтныя цацкі (лялька, посуд, аўтамабіль і інш.) падштурхоўваюць дзіця на пэўныя гульні. Напрыклад: на коніку можна ездзіць верхам, вазіць грузы і г.д... У посудзе - рыхтаваць ежу або частаваць з яе гарбатай ляльку і г.д… Кубікі і цаглінкі можна выкарыстоўваць, як прадметы намеснікі: хлеб, пірожнае ці стол, крэсла. Дарослыя павінны ўважліва ставіцца да гульнявога задуму дзіцяці. У творчых гульнях дзеці не толькі адлюстроўваюць назапашаны вопыт, але і паглыбляюць свае ўяўленні аб адлюстроўваемых  падзеях, аб жыцці. Дзіця спазнае свет у працэсе дзейнасці. У канкрэтных дзеяннях, звязаных з выкананнем ролі, дзіця звяртае ўвагу на шматлікія бакі жыцця, якія ён без гульні і не заўважыў бы.

Пры дапамозе бацькоў і выхавальнікаў інтарэсы дзяцей становяцца ўсё больш устойлівымі і мэтанакіраванымі, іх гульні працягваюцца нашмат даўжэй, узбагачаючыся сюжэтамі і даючы прастор для развіцця ўяўлення. І чым змястоўней і цікавей гульня, чым больш устойлівыя правілы ў гульні, тым больш дзеці размаўляюць адзін з адным, лепш разумеюць адзін аднаго, умеюць хутчэй знайсці агульныя інтарэсы і запыты. Гаворка іх ўдасканальваецца, становіцца ярчэй. У іх зносінах фарміруюцца думкі аб тых баках жыцця, якія яны перадаюць у гульні.

Пачуццё калектыўнай адказнасці, дружбы і таварыства дзіця адчувае ў гульні. Ён вучыцца ўзгадняць свае дзеянні з дзеяннямі іншых дзяцей.

свернуть

 «Хто не ведае свайго мінулага - той не мае будучыні"

23.02.2021

 

Выхаваць свядомага грамадзяніна і патрыёта азначае сфармаваць у дзіцяці комплекс вызначаных ведаў, асобасных якасцяў і рыс характару:

- патрыятычную накіраванасць, грамадзянскую адказнасць і мужнасць;

- павага да бацькоў, свайго радаводу, традыцый і гісторыі роднага народа;

-дысцыплінаванасць, працавітасць, творчасць, клопат аб прыродзе і экалогію роднай зямлі;

- паважлівае стаўленне да культуры, вераванняў, традыцый і звычаяў нашага народа.

Каб дзеці сталі тварцамі свайго лёсу, неабходна, каб яны трывала засвоілі духоўнасць, культуру роднага народа, глыбока пранікліся нацыянальным духам, ладам жыцця і мыслення. Для гэтага неабходна вярнуцца да маральных традыцый выхавання дзяцей: імкненне да дабра і прыгажосці, справядлівасці і праўды. Бо дзіця не нараджаецца маральным ці амаральным, ён паступова становіцца такім у залежнасці ад таго, у якім асяроддзі, у якіх умовах жыве, якое атрымлівае выхаванне. Для гэтага дарослым трэба паказваць прыгажосць прыроды, слухаць духоўную музыку, чытаць мастацкія літаратурныя творы, знаёміць з дэкаратыўна-прыкладным мастацтвам. Таму бацькі павінны стаць прыкладам для малых, рабіць дабро самім і накіроўваць дзяцей на такія ж праявы, як ветлівасць, спачуванне, міласэрнасць.

Выхоўваць духоўныя каштоўнасці трэба з першага года жыцця. Дзеці пазнаюць усё праз гульню і цацкі.

Цацкі дарослыя прывыклі купляць у крамах і супермаркетах, а раней выраб цацак быў выдатным рамяством рукадзельніц.

Вясной дзеці з асаблівым стараннем майстравалі розныя свістулькі, упрыгожваючы іх мастацкімі малюнкамі.

Дзяўчынкі ўмела плялі вянкі, рабілі лялькі. Пад восень, калі з поля збіралі гародніну, дзеці майстравалі пацешныя маскі. Вымалі мякаць з гарбуза, выразалі вочы, нос і рот, а ўнутр устаўлялі свечку. Увечары, як змяркалася, выходзілі на вуліцу.

У старажытнасці народны каляндар браў свой пачатак з вясны. Даўно людзі пачалі лічыць яйка сімвалам жыцця, прыходу вясны. Таму нашы продкі любілі яго, распісвалі рознымі яркімі фарбамі. Так паўстала выдатнае мастацтва - пісанкі. У размалёўванні яек заўсёды прымалі ўдзел і дзеці. На пісанкі малявалі розныя лініі, кропкі, якія сімвалізуюць бясконцасць свету. У кожнай сельскай сям'і, бацькі майстравалі для дзяцей лялькі, бразготкі. Лепшым гасцінцам для дзяцей з базару або кірмашу, былі каляровыя цукеркі ці пернікі ў выглядзе пеўнікаў, рыбак, вавёрачак, жаўрукоў.

Дарослыя ствараюць умовы знаёмства дзяцей з народнай гульнёй і цацкай. Выхаванне юнай душы - сапраўднае мастацтва, якое будавалася на ідэі дабра. А дабро, выяўляецца з першымі пробліскамі свядомасці, з першымі ўяўленнямі і думкамі пра навакольны свет. Сухамлінскага пісаў: «Гульня - гэта велізарная светлае акно, праз якое ў духоўны свет дзіцяці ўліваецца жыватворны струмень уяўленняў, паняццяў. Гульня - гэта іскра, якая запальвае агеньчык дапытлівым і дапытлівасці». Падыходзячы да народнай цацкі з педагагічнага пункту гледжання, мы бачым, што яна заснаваная на тонкім веданні псіхалогіі дзіцяці і рознабакова ўздзейнічае на развіццё яго пачуццяў, розуму і характару і інтэлекту.

свернуть

Далучэнне дашкольнікаў да вытокаў народнай культуры з дапамогай малых форм фальклора

20.01.2021

 У працэсе адраджэння нацыянальнай культуры і самасвядомасці важнае месца належыць фальклору - асноўнаму багаццю нашых продкаў, дзякуючы якому захоўваецца пераемнасць традыцый, ажыццяўляецца сувязь пакаленняў.

     На практыцы ў дашкольным выхаванні ўдзяляецца мала ўвагі нацыянальнаму фальклору, нягледзячы на тое, што беларускі народ мае багатую фальклорную спадчыну, створаную спецыяльна для дзяцей.

     Вельмі добра падыходзіць музычны фальклор, які па сваей прыродзе пранізаны элементамі народнага тэатра, гульнямі, пантамімай.

     Падбіраючы для працы з дзецьмі найбольш эфектыўныя формы, метады і сродкі, трэба ўлічваць, што працэс фарміравання нацыянальнай самасвядомасці доўгі і складаны, і пачынаць яго трэба перш за ўсе з азнаямлення з родным краем, непасрэдна ўключваючы сродкі вуснай народнай творчасці.

     У Ι і ΙΙ малодшых групах , праводзячы назіранні за прыгажосцю роднай прыроды, неабходна чытаць вершы, забаўлянкі, загадкі неабходна адраджаць выкарыстанне твораў вуснай народнай творчасці (казак, забаўлянак, калыханак, песен, гульняў) у час рэжымных момантаў, у сям’і.

     Пры планаванні работы з дзецьмі сярэдняй і старшай груп неабходна выкарыстоўваць розныя формы:

- пазнавальныя гутаркі ў вольнай форме,

- сумесная дзейнасць педагога з дзецьмі;

- самастойная дзіцячая дзейнасць;

- гульні, тэматычныя прагулкі і экскурсіі;

- назіранні ў прыродзе;

- святы і забавы.

     Малыя фальклорныя жанры- мініяцюрныя паэтычныя творы, створаныя для дзяцей, якія маюць канкрэтны педагагічны кірунак. Яны ўпрыгожваюць мову педагога, робяць яе вобразнай і прыгожай, прыцягваюць увагу дзяцей. Забаўлянкі, пястушкі прыносяць радасць дзецям, выклікаюць у іх жаданне паўтараць словы за дарослымі, выконваць заданні выхавальніка, удзельнічаць у агульных гульнях.

     Пястушкі выкарыстоўваюцца педагогамі ў розных рэжымных момантах: пад гукі гэтых вершаў і песень дзеці ахвотна мыюцца, прымаюць ежу, займаюцца. Жыццё дзіцяці становіцца цікавейшым, ярчэйшым, а ў яго самога лепш развіваюцца памяць, мысленне, увага, маўленне, а калі яно выконвае канкрэтныя рухі, то развіваюцца каардынацыя, узгодненасць, спрытнасць. У час расказвання пястушкі спярша выкарыстоўваецца нагляднасць, потым тлумачыцца сэнс новых слоў, улічваюцца вопыт і веды дзяцей.

     Калыханкі- першыя для дзяцей ўзоры мастацкага слова. Навакольны свет у іх падаецца ў вобразах, даступных і зразумелых.

Ходзіць кот па сенажаці.

Кліча сон ён ля дзіцяці.

ой, сонечку-галубочку,

Прыспі маю Волечку.

     У беларускім фальклоры шмат прыказак і прымавак. Дзеці з інтарэсам успрымаюць іх кароткі змест. Многія прыказкі і прымаўкі маюць павучальнае значэнне: яны ўсхваляюць працавітасць, гаспадарлівасць, умельства, вучаць любіць родны край, Радзіму, асуджаюць гультайства, зайздрасць – усё адмоўнае. Падбіраюцца яны па канкрэтнай тэме: пра Радзіму, працу, хлеб, навуку, поры года, з’явы прыроды, народныя прыкметы.

     Павучальнасць прыказак і прымавак разумеецца дзецьмі паступова, і глыбіня іх разумеецца ў большай меры залежыць ад таго, насколькі часта выкарыстоўваюцца яны ў патрэбных момантах. Асабліва часта нашы выхаванцы прымяняюць іх у працоўнай дзейнасці, пры выкананні адказных даручэнняў.

Загадка – кароткае паэтычна-вобразнае апісанне прадмета або з’явы, якое даецца, як правіла, у форме пытання і адгадваецца па другарадных адзнаках, па прыкметах падабенства.

     Лічыцца, што галоўная функцыя загадкі – развіваць ў чалавека мастацка-вобразнае мысленне, паэтычны погляд на рычаіснасць. У мінулым загадка служыла сродкам выпрабавання разумовых здольнасцей, іншасказальная, загадкавая форма з поспехам выкарыстоўвалася ў ваенных і пасольскіх справах. Загадкі, песні-загадкі надзвачай шырока ўжываліся ў вясельных абрадах, напрыклад, з мэтай “праверкі” разумовай сталасці жаніха.

     Каштоўнасць традыцыйнай загадкі ў тым, што яна ў высокапаэтычнай форме адлюстроўвала гаспадарчую і творчую дзейнасць чалавека, яго жыццёвы вопыт, побыт, працу, жывёльнасць, расліннасць, будову сусвету і да нашых дзён мае вялікае эстэтычна-мастацкае значэнне для выхавання дзяцей.

Загадкі:

Без кораня, а расце. (Камень)

Без ног бяжыць, без воч глядзіць. (Вада)

Лата на лаце, ніткі не знаці. (Капуста)

Цераз мяжу брат брата не бачаць. (Вочы)

     Яркую акрэсленую выхаваўчую накіраванасць маюць беларускія народныя песні. Праз іх тэксты, лексіку дзеці ўзбагачаюць уяўленні аб наваколлі, прыродных з’явах, знаёмяцца з прыладамі працы, беларускімі назвамі месяцаў, дзён тыдня, нацыянальнымі стравамі, значна пашыраецца актыўны слоўнік.

     Праз песню знаёмім выхаванцаў з лепшымі рысамі характару беларусаў: шчырасцю, чуласцю, сціпласцю, уважлівасцю. Фальклорныя песня дапамагае развіццю эмацыянальнай сферы дзяцей, падрыхтоўвае да выканання пэўных сацыяльных роляў.

     Заняткі па азнаямленню дзяцей з вуснай народнай творчасцю пройдуць цікава, калі да іх удзелу далучыць бабуль і дзядуль, артыстаў тэатру, супрацоўнікаў музеяў, народных майстроў.

     Пры арганізацыі адукацыйнага працэсу у адпаведнасці з патрабаваннямі вучэбнай праграмы дашкольнай адукацыі варта памятаць, што першаасновай народнай педагогікі лічыцца культ працы, умелых рук і разумення свайго месца ў прыродзе, таму працоўная дзейнасць, спалучэнне яе з творамі вуснай народнай творчасці дазволіць зацікавіць дзяцей сумеснай працай.

     На музычных занятках выхаванцы знаёмяцца з асаблівасцямі беларускай народнай музыкі, развучваюць беларускія танцы, спяваюць песні, знаёмяцца з народным тэатрам “Батлейка”.

     Усвядомленаму імкненню дзяцей да авалодання культурнымі эталонамі, ўзаемадзеянню ў калектыве спрыяюць арганізацыя з дзецьмі ісцэніровак па казках, фантазіраванне, прыдумванне гісторый, выкананне творчага задання. Малыя формы фальклора актыўна ўключаюцца ў вядучы від дзейнасці – гульню, у дадзеным выпадку – гульню- драматызацыю. Гульні-драматызацыі даюць шырокі прастор для выяўлення ў дзяцей творчых здольнасцей, самастойнасці, ініцыятывы. Жывая інтанацыя маўлення, вобразныя і свабодныя рухі, міміка, жэсты надаюць гульням дзяцей натуральнасць і праўдзівасць. Гульня-драматызацыя аказвае актывізуючы ўплыў на развіццё выразнага беларускага маўлення, паколькі яна спалучае разам гульнёвую матывацыю і камунікатыўную накіраванасць. Дзеці старшай групы могуць драматызаваць творы як для сябе, так і для маленькіх гледачоў, для сваіх бацькоў. Да гульні-драматызацыі неабходна падрыхтаваць разам з дзецьмі атрыбуты, элементы касцюмаў. Выхавацель кіруе гульнёй, нагадвае і ўдакладняе змест казкі, сочыць за дакладнасцю вобразаў.

     Вялікі выхаваўчы патэнцыял маюць народныя святы і абрады. Яны задавальняюць дапытлівасць дзяцей, іх эстэтычныя патрэбы, цягу рухаў, фарміруюць творчае мысленне, пабуджаюць да супрацоўніцтва, вучаць пазнаваць беларускую культуру. Поспех засваення мастацкіх твораў залежыць ад таго, наколькі яны зразумелыя дзецям і даюць магчымасць выконваць ролі адпаведных персанажаў, песень, суправаджаць спевы мімікай, рухамі. Калі для спеваў дзяцей малодшых груп найбольш даступным песенным матэрыялам з’яўляюцца калыханкі, забаўлянкі, невялікія песенькі, то асаблівае месца ў старшых дзяцей займаюць песні, карагоды, гульні, якуія дзеці вучаць для народных свят і абрадаў.

      Паспяховасць заняткаў па фарміраванню нацыянальнай самавядомасці сродкамі вуснай народнай творчасці магчыма дасягнуць з дапамогай эфектыўных метадаў і прыёмаў работы:

-сюрпрызны момант, незвычайны пачатак;

-праблемны характар становішча;

-гульнёвыя прыёмы;

-віктарыны, выставы адгадак;

-выкарыстанне прыказак , прымавак, малых форм беларускага фальклору для арганізацыі дынамічнай хвілінкі;

-творчыя заданні :”намалюй, што ўявіў”, “прыдумай сам”, “упрыгож”;

- хатнія заданні “Пагуляй у дамашні тэатр”, “Спытай у бабулі”;

-мультымедыйныя прэзентацыі;

-тэматычныя віктарыны, вечарыны, кірмашы;

-сумесныя з бацькамі святы.

     Усё гэта дае магчымасць вырашыць задачы развіцця беларускага маўлення, раскрыць творчыя магчымасці дзяцей, сфарміраваць цікавасць да народнай творчасці, у гульнёвай форме далучыць дзяцей да нацыянальнай культуры.

     Выкарыстанне ў працы з дашкольнікамі твораў народнай творчасці ажыўляе адукацыйны працэс, аказвае асаблівы ўплыў на выхаванне патрыятычных пачуццяў, нацыянальнай самасвядомасці.

   Выхоўваючы патрыёта, нацыянальна свядомага чалавека, фальклор адначасова задавальняе патрэбу дзіцячай душы ў гульні, жарце, асваенні свету.

свернуть

Развитие познавательных способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста

19.01.2021

Развитие познавательных способностей

у воспитанников старшего дошкольного возраста    

 

От уровня развития познавательных процессов ребёнка зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. В учреждении дошкольного образования для детей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако, в познании мира ребенком большая роль принадлежит семье. Ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.

Развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка – это зимняя «спальня» и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит представления и совершит интересную прогулку.

 

         Упражнения, способствующие развитию восприятия

 

Перевертыши" (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).

 

"Как пройти к зайке", "Путешествие по комнате", "Куда пойдешь, что найдешь" (ориентация в пространстве по плану - схеме).

 

«Узнай форму» (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).

 

«Найди отличия» (учить находить отличия у похожих предметов).

 

«Построй по росту» (построить предметы, соответственно их высоте).

 

«Сложи картинку» (составить из частей целую картинку).

 

«О чем я говорю?» (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь).

 

«Какое время года?» (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).

 

Упражнения, способствующие развитию внимания

 

- Игры – головоломки, лабиринты, загадки.

 

- «Найди отличия». «Найди два одинаковых предмета».

 

- «Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

 

- «Назови, что ты видишь» Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

 

- Раскрашивание по образцу.

 

- Игра «Насекомые» Ребёнку предлагается выбрать любое насекомое (богомол, клещ, гусеница и т. д.). Ведущий вперемешку называет насекомых. Услышав название своего насекомого, ребёнок должен хлопнуть в ладоши.

- Игра «Не пропусти растение» Играющие садятся по кругу и слушают слова, которые произносит водящий. Например, пенал, дуб, рыба, телевизор, тюльпан… Если встретится название растения, то участники должны встать и сесть. Кто допустил ошибку, выходит из игры. Выигрывает тот, кто окажется самым внимательным.

- Игра «Запретное число». Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и нахмуриться.

- Игра «Запрещённое движение». Дети следят за руками взрослого и повторяют его простые движения. Существует одно условие – запрещается движение рук вниз. Как только руки ведущего будут опущены вниз – дети должны поднять. Кто ошибется – выходит из игры.

- Игра «Послушай и угадай». Включается аудиозапись природных звуков. Участникам предлагается закрыть глаза и слушать. Затем определяют, на что похожи звуки.

- Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

 

 

 

Упражнения, способствующие развитию мышления и речи

 

- «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

 

- «Найди в ряду лишнюю фигуру».

 

- «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

 

- «Окончание слов». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

 

- «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).

 

- «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

 

- Загадки.

 

- Игра «Почему это произошло?» Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций: дерево во дворе было облеплено птицами...

 

- Игра «Что может произойти, если…» - Растение долго не поливать…; - На раскаленную сковородку капнула вода…; - Мальчик чиркнул спичкой…

 

- Игра: "Найди лишнее". 1.Помидор, капуста, яблоко, огурец, редис; 2 Книга, журнал, тетрадь, пенал, газета; 3. Роза, гвоздика, астра, берёза, пион; 4. Шар, кубик, апельсин, яблоко, мяч и т.д.

 

 

свернуть

Игры для воспитанников 3-4 лет

13.01.2021

Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи для воспитанников 3-4 лет

Дидактическая игра "Какого цвета не стало?" 

Цель: развитие восприятия, зрительной памяти и внимания.

Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры основных цветов и их оттенков (до 9 штук). Ребенок смотрит и запоминает цвета, затем закрывает глаза. Взрослый убирает один цвет. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.

Дидактическая игра "Рисование на спине" 

Цель: развитие умения концентрироваться на тактильном контакте, распознавать свои ощущения.

Дети встают спиной к взрослому. Взрослый рисует пальцем на спине ребенка любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник). Ребенок называет, какая фигура нарисована. Затем дети могут рисовать фигуры друг у друга на спине. 

Вариант: «Рисование на ладошках», ребенок с закрытыми глазами угадывает, что ему нарисовали.

Дидактическая игра "Чудесный мешочек" 

Цель: развитие тактильного восприятия, внимания и памяти.

Детям предлагается рассмотреть мелкие игрушки, которые затем складываются в мешочек. Дети поочередно ощупывают одну из находящихся в мешочке игрушек, называют ее, а затем вынимают и показывают игрушку взрослому.

Задание можно усложнить, предложив детям достать определенную игрушку; или предварительно припомнить и назвать какую-либо игрушку, а затем найти ее и достать.

Вариант:  «Что исчезло?». Перед ребенком выставляют 10 мелких игрушек. Он запоминает их, затем закрывает глаза. Одна игрушка убирается. Ребенок должен ее отгадать.

Дидактическая игра "Съедобное – не съедобное" 

Цель: развитие свойств внимания, образно-логического мышления.

Взрослый произносит разные слова. Дети должны хлопать только на «съедобные» слова (например, мороженое, картошка). Например, открытка,  заяц,  морковь,  дерево,  поезд,  хлеб,  огурец,  ромашка,  слон,  слива,  мяч,  свекла,  трава,  школа,  горох, елка...

Вариант: «Овощи – не овощи», «Летает – не летает», «Мебель – не мебель», «Живое – не живое» и т.п. Игру можно проводить с мячом, тогда ребенок должен поймать мяч или не ловить его. Игру можно усложнить: на «фрукты» - хлопать, а на «транспорт» - топать.

Дидактическая игра "Отличия"

Цель: развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Игру можно проводить в парах детей.

Дидактическая игра "Какое что бывает?" 

Цель: развитие способности классифицировать предметы по форме, размеру, цвету, определенному признаку.

Взрослый задает вопрос, а дети по очереди называют как можно больше вариантов. Ребенок, дающий последний вариант, выигрывает и получает фишку. 

Что бывает красным?  белым?  квадратным?   железным?  холодным (горячим)? стеклянным?  высоким?  круглым?

свернуть

Памятка «Игры, развивающие познавательную активность детей дошкольного возраста»

21.12.2020

1. Игра «Упакуй подарок»

Ведущий предлагает детям пойти на День рождения к Машеньке. Для этого им нужно купить подарок. Каждый выбирает куклу (на картинках изображены куклы разные по размеру и толщине).

Теперь нужно подарок упаковать, а для этого детям нужно «купить» пакет, который будет соответствовать размеру куклы. При этом каждый ребенок должен объяснить свой выбор упаковки: «Я купил этот пакет, потому что моя кукла…».

После этой игры можно обсудить, как нужно правильно вручать и принимать подарки.

2. Игра «Что где растет»

Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.

Дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.  

3. Игра «Что в сумочке?»

В небольшой мешочек нужно поместить предметы, отличающиеся по форме и размеру, разные на ощупь. Ребенок, закрыв глаза, должен попытаться определить, что именно попалось ему в руки.

4. «Кто, где живет?»

 Вариаций этой забавы множество – можно использовать лабиринты, по которым малыш должен привести животного в его обитель, можно – планшет с вращающейся стрелкой посередине. Цель игровых действий сводится к закреплению материала о местах проживания различных зверюшек.

5. «Накрываем на стол»

Игра позволяет совместить два дела сразу – помочь маме на кухне и научиться считать. Ребенок может приготовить необходимое количество столовых приборов, принести две морковки, три яблока – задания можно придумывать на ходу.

6. «Сложи квадрат»

Десять разноцветных квадратов из картона – каждый разрезают в произвольном порядке. Малыш должен восстановить и сосчитать из скольких кусочков состоит каждая фигура.

Логические игры для детей 3-4 лет побуждают ребенка находить решения поставленных задач, сравнивать, сопоставлять:

7. «Исправь ошибку»

Используя заранее приготовленные «неправильные» картинки, малыша просят разобраться, что на них не так. Например, синий медвежонок клюет зернышки, ребенок, должен подметить, что у медведей окрас другого цвета, и зернами этот зверь не лакомиться.

8. Игра «Бесконечная классификация».

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями животных, некоторых других предметов.

Описание: выложить все карточки. Предложить ребенку отделить все карточки с изображениями животных. Далее животных разделить на диких и домашних. Из домашних, в свою очередь, выбрать тех, кто имеет копыта, и отсортировать их на тех, кто с рогами и кто без рогов. Можно классифицировать животных по признакам: пушистый - гладкошерстный, хищник - травоядный, плавает - не плавает, прыгает - не прыгает и т.д.

9. Игра «Найди картинку».

Игровой материал и наглядные пособия: картинки одинакового формата с различными изображениями.

Описание: показать ребенку картинку. Он должен внимательно рассмотреть ее. Предложить ребенку отвернуться и выложить все картинки, в том числе и ранее рассмотренную. Предложить найти картинку, которую он уже видел.

свернуть

"Личная гигиена ваших детей"

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ

"Личная гигиена ваших детей"

  • Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребёнка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействию внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
  • Большое значение в охране и в укреплении здоровья ребёнка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.
  • Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань, отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько не определена, что её можно считать не существенной.
  • Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает человека от болезней. Когда ребёнок бегает, прыгает и ему становиться жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых, задерживаются частицы пыли.
  • Ребёнок в 4-е года должен самостоятельно мыть лицо, уши, верхнюю часть груди и руки до локтя, а с 5-ти, 7 – ми летнего возраста – обтираться до пояса. После умывания следует помочь ему хорошенько растереться полотенцем, до ощущения приятной теплоты.
  • Перед сном необходимо мыть ноги, потому что на ногах особенно сильно потеет кожа, и накапливается грязь.
свернуть

Консультация для родителей "Воспитание у детей любви к Родине"

Консультация для родителей

"Воспитание у детей любви к Родине"

 

Будущее родной Беларуси зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу Родины. Любовь к ней формируется постепенно в процессе накапливания представлений об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народных традициях.

 

Чтобы понять душу белорусов, через историю, культуру своих земляков приобщить детей к общечеловеческим ценностям, необходимо знать свои корни, свое прошлое и настоящее. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

 

Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки — воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Для детей 3-4 лет доступными и интересными являются такие жанры народного творчества, как песенки и потешки: «Iграу я на дудцы», «Ой бычок, мой бысенька», «Ку-ка-рэ-ку, певунок», «Вожык», «Кую, кую ножку». И, конечно же, белорусские народные сказки: «Курачка – раба», «Былiнка iварабей» «Зайкава хата», «Каза – манюка», «Пчала i муха», «Муха – пяюха», «Коцiк, пеунiк i лiсiца». Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

 

С любви к родному дому, к песни матери, с изучения истории народа, с постижения его традиций начинается любовь к родному краю, к Родине, ко всей Земле. С детства прививается патриотизм человеку, а прежде всего в семье и в дошкольном учреждении, потому что там начинается формироваться мировоззрение гражданина.

 

Без знания родного языка, истории, культуры, традиций нет и патриота своей Родины. «Кто я? Откуда?» - рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них нужно отвечать. Но так получается, что мы сами, взрослые, мало можем вспомнить о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о более далеких родственниках. А много ли мы знаем народных песен, сказок, танцев, пословиц, поговорок, загадок, игр?

 

Что мы можем передать в духовное наследие детям? Как будут сохраняться лучшие традиции и обряды? Чем будут дети гордиться и с кого брать пример? Как воспитать сыновей и дочерей трудолюбивыми, добрыми, патриотами своей родины?

 

Эти вопросы задают и ищут на них ответы и родители, и педагоги. Сегодня многие ученые, практики единодушны в том, что необходимо возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям в присоединении к национальной и общечеловеческой культуре. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что “воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

 

Важно, чтобы родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры; владели родным языком и использовали в воспитании детей разнообразный белорусский фольклор.

 

Патриотическое вос­питание в учреждении дошколь­ного образования основывается на планомерной и последова­тельной передаче ребёнку исто­рического и социального опыта белорусского народа, воспита­нии уважения к государствен­ным символам страны.

 

Интерес воспитанников к изучению объ­ёмного материала в значитель­ной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании вместе с традиционными подходами педагоги нашего учреждения учитывают педа­гогические идеи предыдущих поколений, в основе которых — культ человека, высокой мо­рали, красоты и доброты. Всё это усиливает эмоционально-­познавательные впечатления ребёнка, дополнительно моти­вирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические ка­чества характерны только чело­веку. Чем выше уровень овла­дения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.

 

Цель патриотического вос­питания  детей дошкольного возраста — фор­мирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отно­шения, воспитание нравствен­ности, патриотических чувств, гражданственности и трудолю­бия, сопричастности к совре­менным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.

 

Задачи патриотического вос­питания определены в учебной программе дошкольного образо­вания, а направления конкретизируются следующим тематическим содержанием.

 

История Беларуси: воз­никновение и развитие.

 

Задача: формировать перво­начальные представления и эле­ментарные понятия об истории белорусского народа.

 

Содержание:

 

-природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа Беларуси;

 

-национальный язык и его ценность; 

 

-национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;

 

-сведения из истории семьи и страны: быт предков, родо­словная, памятные места столицы, события Великой отечественной войны, защитники отечества.

 

В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использо­вать полученные представления в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом на­правлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).

 

Символы Беларуси.

 

Задачи: воспитывать гор­дость и уважение к государ­ственным символам; формиро­вать представления о значении государственных герба, флага и гимна.

 

Содержание:

 

-символы государства: пред­назначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государ­ственного гимна Республики Беларусь;

 

-природные символы страны: животные, птицы, деревья, цве­ты, которые характерны для Бе­ларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

 

Сущность данного направле­ния состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возрас­та патриотические чувства свя­заны с дифференциацией основ­ных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

 

Достопримечательности Беларуси.

 

Задачи: развивать любозна­тельность к месту или объекту, которые являются историче­ским наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расши­рять представления о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

 

Содержание:

 

-исторические памятни­ки: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно­-парковые комплексы;

 

-архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, би­блиотеки, стадионы, мосты;

 

- природные богатства: бо­танический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;

 

- ведущие отрасли производ­ства, промышленности, сельско­го хозяйства: заводы, фабрики;

 

- места для отдыха и развле­чений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;

 

-национальная кухня: про­дукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

 

Направление ускоряет про­цесс взаимодействия детей с культурно-исторической сре­дой, адаптации к ней и самореа­лизации с учётом индивидуаль­ных возможностей.

 

Государственные и народ­ные праздники.

 

Задачи: учить осознавать тор­жественность государственных праздников; формировать куль­туру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к со­временным событиям.

 

Содержание:

 

-государственные праздни­ки: День конституции, День Победы, День Государственного герба Ре­спублики Беларусь и Государ­ственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь;

 

-национальные праздники: Рождество, Коляды, Маслени­ца, Пасха, Радуница, Благове­щение, Купалье, Дожинки, День памяти.

 

 В ходе реализации данного направления у детей дошколь­ного возраста формируются личностные качества: эмо­циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ­ким и окружающим людям, потребность использовать на­копленные эмоционально­ прочувствованные знания в творческой деятельности.

 

Люди, прославившие Бе­ларусь.

 

Задачи: воспитывать уваже­ние к просветителям, нацио­нальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.

 

Содержание:

 

-защитники отечества;

 

-исторические личности;

 

-достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искус­стве.

 

Содержательный компонент направления охватывает по­знавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому истори­ческому наследию и современ­ным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей мен­тальности. к основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжела­тельность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сооб­разительность, поэтичность души и другие положительные качества.

 

Народные промыслы и искусство.

 

Задачи: расширять представления о культуре страны, приобщать де­тей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворно­го мира и обогащению предметной ­развивающей среды учреждения дошкольного образования; раз­вивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

 

Содержание:

 

-народные промыслы: тка­чество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;

 

-народная медицина: исполь­зование продуктов питания в лечебных целях;

 

-декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышив­ка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, под­готовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;

 

-изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

 

Содержательный спектр на­правления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эсте­тические. Предполагается ак­тивное познание окружающего мира: природного и предметно­го; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлеж­ности к белорусской культуре и искусству.

 

Белорусское народное творчество.

 

Задачи: формировать готов­ность ребёнка дошкольного возраста к участию в творче­ской деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

 

Содержание:

 

-белорусский народный фольклор: колыбельные, по­тешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;

 

-белорусские народные му­зыка и танцы; белорусские на­родные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;

 

-народные детские игры в да­лёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;

 

-народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппли­кация соломкой; вытинанка; ху­дожественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (по­каз, участие);

 

-белорусский народный эти­кет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;

 

-народные национальные ко­стюмы: материал, элементы, худо­жественное оформление, способ ношения частей костюма.

 

Содержание направления от­ражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, ис­полнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

 

Содержание патриотическо­го воспитания детей дошкольного возраста реализуется в ходе трёхэтап­ного познавательного про­цесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образова­тельные области: от младшей до старшей группы содержание каждого направления обога­щается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применяются различные его средства и методы.

 

Результативность патриоти­ческого воспитания детей  дошколь­ного возраста определяется с учётом содержания работы педагога и достижений его воспитанников.

свернуть