Инструкция по профилактике несчастных случаев.
И правила оказания первой помощи.
Дом – это то место, где мы чувствуем себя защищенными от разных неприятностей, бед, несчастных случаев. Это место, где мы в безопасности от угроз окружающего мира. И мы не думаем, что угрозы есть внутри нашего дома.
К сожалению, не все родители достаточно заботятся о безопасности своего ребенка и не всегда задают себе вопрос: « А насколько безопасна домашняя среда для моего малыша сегодня?». Многие считают, что несчастные случаи происходят где-то там, с кем-то другим – в другой семье, в другом доме с халатными родителями и озорными детьми. А у них самый умный аккуратный ребенок, и сами они ответственные и внимательные родители. И значит, ничего плохого быть не может.
Но жизнь иногда показывает, что опасность для ребенка может таиться в самой обычной домашней обстановке. Беда может прийти даже от простого лопнувшего воздушного шарика, когда малыш шутки ради взял резиновую тряпочку (бывший шарик) в рот. Или когда чашка с соком, который пил малыш, проливается на удлинитель с розетками, лежащий на полу. Послушный аккуратный малыш поспешит сам вытереть тряпочкой сок с розетки, чтобы мама похвалила, и получит удар током.
Каждый родитель должен видеть НАПЕРЕД, глядеть в будущее – угадывать, где может случиться сбой в системе домашней безопасности. Поэтому важно еще раз, снова и снова пройтись по всем правилам безопасности в семье и новыми глазами увидеть факторы риска для ребенка, чтобы устранить любую возможность грустных последствий.
Давайте повторим правила домашней безопасности и создадим ребенку условия для благополучного пребывания дома.
Спички, свечи, зажигалки и другие источники огня.
Детей завораживает вид огня. Им интересно смотреть на пламя свечи, настоящим фокусом кажется щелчок зажигалки – яркое световое зрелище пробуждает тягу к самостоятельному эксперименту с огнем.
Мы взрослые уже наизусть знаем правила противопожарной безопасности, но из-за детских безобидных поступков начинаются большие пожары. Например, вы зажгли небольшую свечу для украшения домашнего ужина, и ваш 7-летний ребенок знает, что трогать огонь нельзя – и он послушный, он не будет трогать, он просто помашет над огнем салфеточкой (раз уж трогать нельзя) – а салфетка возьми да и вспыхни, а за ней и тонкая занавеска. Для ребенка такая цепочка последствий немыслима и совершенно неожидаема.
Поэтому просто не оставляйте детей рядом с источниками огня. Никогда. Если вам надо отойти – затушите свечу и идите. Ваш ребенок не должен знать, где в доме хранятся спички, папины зажигалки не должны лежать в доступном месте. Рядом с плитой, на которой зажжены конфорки, ставьте стул или табуретку – лохматая голова вашего ребенка как раз находится на уровне газового пламени, а волосы могут вспыхнуть мгновенно. Научитесь предугадывать опасность и быстро ее устранять. Пусть это станет вашей постоянной привычкой.
Открытые окна. Окна, которые умеет открывать сам ребенок.
Даже самые умные и замечательные дети нарушают правила безопасности и втайне от мамы подходят к открытому окну, ведь так интересно посмотреть на улицу, вдохнуть свежий воздух. Если мама не узнает, то и не поругает.
Поэтому, пока окно открыто, находитесь в одной комнате с ребенком, не разрешайте ему отлучаться от вас. Приобретите фиксаторы для оконных ручек, которые заблокируют возможность их открытия самими детьми.
Купание в ванной.
Пока ребенок купается, не выходите из ванной комнаты. Вам может показаться, что вы отошли совсем на чуть-чуть, но тут вас отвлекли телефонным звонком, тут вдруг надо курицу в духовке проверить и вот уже ребенок без присмотра несколько минут.
Лучше выключите духовки и кастрюли, посидите рядом с ребенком в ванной комнате. Поиграйте с ним в кораблики, или полистайте свой смартфон, главное – не оставляйте одного.
Кухонная плита. Радиатор, батарея отопления.
Не допускайте ребенка к горячей плите. Старайтесь готовить на дальних от края конфорках плиты. Не оставляйте горячий чайник, сваренный суп на внешнем краю плиты – переставляйте его на дальнюю сторону варочной панели. Если вы готовите в духовом шкафу, поставьте рядом с горячей дверцей стул или табуретку. Так вы обезопасите случайное прикосновение ребенка к духовке. Народные умельцы даже делают защитные ограждения на край плиты для детской безопасности.
Горячие электро-обогреватели закрывайте в комнате без детей. Сильно нагретые батареи отопления прикрывайте влажным полотенцем, заодно и воздух увлажните.
Если уже случилось. Заведите в домашней аптечке SOS-средство для ожогов Пантенол. Пена пантенола за 30 минут удаляет без следа даже ожоги крутым кипятком. Конечно, ожоги кипящим маслом или каленым железом Пантенол не так эффективно устранит. Поэтому в случае серьезной ожогового повреждения постарайтесь сразу обратиться к врачу (в поликлинику или травматологию любой ближайшей больницы).
Моющие и чистящие средства. Бытовая химия.
Все опасные чистящие средства храните в недоступном для детей месте. Конечно, вам удобно, когда все эти нужные бутылочки стоят под рукой: под раковиной, в уголке под ванной. Но не надо рисковать здоровьем ребенка. Также НИКОГДА не наливайте химическое средство в обычную бутылку от пищевых жидкостей. Каждый год в травматологию продолжают доставлять детей, выпивших кислоту или щелочь – а это хроническая патология желудка на всю жизнь. Предотвратите даже малейшую возможность этой опасности.
Если уже случилось. Срочно вызвать скорую. Заставить ребенка пить воду, как можно больше воды, чтобы уменьшить концентрацию опасного вещества. Рвоту провоцировать НЕ НАДО, врачи не советуют. Рвота может вызвать обратный эффект, то есть еще раз обжечь пищевод и ухудшить состояние. Если ребенка самостоятельно стошнит от количества выпитой воды – то пусть стошнит, химикаты уже разбавленные водой, возможно, не так навредят при вторичном проходе по пищеводу. В любом случае качественное промывание желудка сделают уже медики через зонд.
Таблетки, лекарства.
Не оставляйте лекарственные средства без присмотра, на столе, в кармане (ребенок может поискать в вашем кармане конфету, а найти блистер с красивыми таблетками).
Если уже случилось. Вызываем скорую. Заставляем ребенка выпить как можно больше воды. Вызываем рвоту. Повторно пьем еще много воды.
Колющие и режущие предметы.
Введите домашнее правило, никаких ножей на кухонном столе. Отрезал колбасу и убрал в подставку, на магнитную ленту, в миску – туда, где любопытная лапка малыша не дотянется.
Если уже случилось. Если ребенок порезался ножом. Останавливаем кровь, накладываем повязку. При сильных ранениях вызываем медиков и накладываем тугую повязку.
Электроприборы, розетки, удлинители.
Никогда не угадаешь, что понадобится ребенку для игры. Удлинитель с пятью розетками так похож на автобус, зарядка для телефона - отличный ошейник для щенка. Дети видят игровой потенциал в любом взрослом предмете. Они играют и изучают мир вокруг себя, не видя в нем угроз. И наша задача закрыть все розетки, убрать возможные источники тока от доступа детей. А так же научить ребенка правилам семейной безопасности.
Раз в неделю вместе с ребенком обходите «страшные места» квартиры и рассказывайте ему, об опасности этих источников тока.
Назовите эту игру «10 правил нашей квартиры» и повторяйте ее. Детям очень нравится повторять одно и то же. Они гордятся тем, что могут так много запомнить и повторить. Каждый раз хвалите ребенка: «Вот ты, Саша, не трогаешь зарядку телефона, какой ты умный мальчик – знаешь правило».
Мелкие предметы, которые можно заглотить, вдохнуть.
Конструктор Лего, пуговицы, бонстики и другие мелкие интересные предметы дети часто берут в рот. Просто потому что играют. Бонстик резиновый и приятно жуется зубами. Пуговица похожа на конфету и можно понарошку играть в сладкое чаепитие. Причина такого детского поступка самые наивные и безобидные. А вот результат может оказаться страшным.
Если уже случилось. Проглотил. Собираемся и едем в больницу делать рентген, и решать с врачом, пройдет ли проглоченный предмет самостоятельно по кишечнику, или необходимо медецинское вмешательство.
Если уже случилось. Задыхается. Тут уже не до звонков в скорую помощь. Без воздуха ваш ребено может продержаться 3-4 минуты максимум. И ни одна «скорая» так быстро не доберется до вас. Время – самое ценное в такой момент. Ваша задача – самому спасти своего ребенка. Для этого надо знать КАК, и действовать БЕЗ ПАНИКИ.
Бывает достаточно перевернуть ребенка вниз головой и резко ударить по спине между лопатками основание ладони.
А бывает, что этот метод не срабатывает и тогда нужен другой подход.
Диафрагмальный Метод освобождения дыхательных путей основан на устройстве внутренних органов тела. Наша задача спровоцировать резкий толчок воздуха из легких, чтобы вместе с этим воздухом выдулся застрявший в дыхательных путях предмет.
Для этого надо резко надавить на желудок и диафрагму – они в свою очередь резко надавят на легкие – и легкие резко выдохнут воздух, вытолкнув инородный предмет.
То есть наша цель – резким толчок надавить на диафрагму, это мягкое место сразу под нижними ребрами. Продолжать делать эти толчки снова и снова.
Как это сделать правильно?
Если ребенок очень маленький, располагаем его вниз головой, животом на ваше колено. Резко ударяем основанием ладони по спине ребенка, несколько раз надавливаем его животом об ваше колено, заставляя желудок сжаться и спровоцировать легкие на форсированный выдох.
Если ребенок уже крупнее. Наша задача остается той же – сдавить резким толчком диафрагму, но для этого мы уже используем другое положение ребенка, более удобное для данной процедуры. Заходим сзади и обхватываем его руками под нижними ребрами.
Главное – НЕ ПАНИКОВАТЬ. Продолжать делать эти резкие движения снова и снова и снова. В таких случаях врачи говорят: «Лучше сломать ребенку пару нижних ребер, такими толчками, но очистить дыхательные пути». Поэтому не бойтесь нажимать. Спасайте своего ребенка.
(Я, составитель этой консультации, именно так спасла свою 1,5 годовалую дочку, когда она не дышала одну минуту, а через 11 лет именно так спасла подавившегося 2-х летнего песика-йорка, который не дышал уже 3 минуты. Я каждый день благодарю небо, за то, что в свое время я научилась этому способу и смогла все сделать быстро и правильно, не теряя драгоценного времени).
Если предмет вышел, убедитесь, что ребенок задышал самостоятельно, если он без сознания поднесите ко рту зеркальце, чтобы проверить запотевает ли оно при выдохе ребенка. Или приложите свое ухо к открытому рту ребенка, вы услышите шум воздуха и почувствуете его теплое дыхание на своей коже.
Если предмет вышел, а ребенок не задышал, и нет пульса. Значит, у него наступила остановка сердца. Наша цель – 1.) запустить сердце и 2.) делать искусственное дыхание до приезда скорой.
1) Перикардиальный удар – это прием, который очень часто помогает спасателям запустить остановившееся сердце. Надо рукой сложенной в кулак резко ударить по грудинной кости (твердая кость между ребрами) – удар должен быть похож на «удар начальника по столу». Резкий и сильный.
Если сердце заработало, вам повезло: дальше убедитесь, что ребенок задышал самостоятельно. При необходимости помогайте ему дышать техникой «рот в рот».
Но сначала проверьте, проходит ли воздух в легкие. Переверните ребенка на спину. Надавите на легкие, чтобы убедиться, что из них выходит воздух. Попробуйте подуть ребенку в открытый рот, зажав ему нос пальцами – убедитесь что воздух входит в легкие. ВАЖНО: Соразмерьте порцию воздуха, которую вы пытаетесь вдохнуть в ребенка (его легкие меньше чем ваши, поэтому вдыхайте меньшую порцию, чрезмерная порция воздуха может привести к разрыву нежной легочной ткани).
Если сердце не бьется. Вызываем скорую, по громкой связи, чтобы не терять время на переговоры (Номер подойдет любой – 103, 112, 101, 102 – куда бы вы не дозвонились, ваш сигнал передадут в правильную службу). И без остановки продолжаем проводить реанимационные действия – массаж сердца и искусственное дыхание. Такую Сердечно-Легочную Реанимацию продолжаем без остановки до приезда скорой.
Мы часто видели, как это делают спасатели в кино. Сердечно-легочная реанимация – состоит из двух элементов: 1) надавливание на сердце 30 раз (чтобы запустить ток крови по сосудам), и вдувание воздуха в легкие 2 вдоха (чтобы насытить эту кровь кислородом). Эти два элемента мы чередуем друг за другом.
Правильное расположение рук и тела спасателя – перпендикулярно грудине пострадавшего. При работе с ребенком старайтесь учитывать его хрупкость и ваш собственный вес.
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО успешности такой реанимации – это соблюдения временного интервала между двумя этапами.
1) 30 раз нажимаем на грудину (30 резких толчков, с продавливание грудной клетки вниз на несколько сантиметров) это поможет хорошо прокачать кровь по всему телу.
2) Делаем 2 вдоха в рот ребенку на этот дыхательный этап должно уйти не больше 10 секунд (зажимаем ребенку нос, вдыхаем ему в рот 1 секунда, даем 3 секунды чтобы легкие сделали пассивный выдох, снова вдыхаем в рот 1 секунду, и снова даем 3 секунды легким на выдох).
И сразу же снова 30 раз на грудину… и т.д. по кругу.
ВАЖНО: нельзя чтобы между массажами сердца проходило больше чем 10 секунда. То есть вы должны успеть сделать 2 вдоха за 10 секунд и сразу же вернуться к толчкам на грудину.
Вы, родители, отвечаете за здоровье и жизнь ребенка. Вы дожны быть готовы придти к нему на помощь в любой ситуации. Даже в такой страшной, как эта. Поэтому запомните все эти правила. Перечитывайте их хотя бы раз в месяц. И ТОГДА в критический момент – вы не растеряетесь, вы будете ДЕЙСТВОВАТЬ.
Уважаемые родители, Вы прочитали эту инструкции.
Закрепите ее в памяти.
Дети знают, как запомнить новое – НАДО В ЭТО ПОИГРАТЬ.
Спасите вместе с ребенком плюшевого мишку, куклу, жирафа. Через месяц повторите – спасите зайца, радужного пони, мышонка. И дай бог, чтобы на этом ваша спасательная практика закончилась))).
Самая главная ценность - это наши дети. НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА.
Консультацию подготовила Клишевская Ольга Геннадьевна, воспитатель дошкольного образования 2-ой квалификационной категории.
Источники:
Детский травматизм, официальный сайт Администрации Московского района г. Минска https://mosk.minsk.gov.by/sluzhby-i-podrazdeleniya/tsentr-gigieny-i-epidemiologii/9671-detskij-travmatizm
Профилактика детского травматизма, официальный сайт Министерства Здравоохранения Республики Беларусь. http://minzdrav.gov.by/dlya-belorusskikh-grazhdan/
Рекомендации Европейского Совета по реанимации, официальный сайт МЧС Республики Беларуси. https://mchs.gov.by/